В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого
из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно
разобраться, к кому обраться со своими проблемами. Так с кем же лучше
всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить методиста? За
что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог-психолог?
Руководство
К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель и заместитель заведующего по административно-хозяйственной части.
Заведующий детским садом. Поскольку в
реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и
название этой должности обычно употребляют в женском роде - заведующая.
Заведующая осуществляет общее руководство детским садом.
В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании»,
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав
дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она
занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом,
состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами
родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим
персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное
использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из
других источников. Родители могут обращаться к заведующей за
консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с
детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг.
Родители также в праве требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив
обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и
укрепление здоровья - в соответствии с условиями договора. Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду,
поэтому в повседневном общении его также называют методистом.
Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в
подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и
педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми,
игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными
учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п. Старший
воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом
коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные
и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с
родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному
воспитанию и пр. Заместитель руководителя по воспитательно-образовательной работе. Иногда
эту должность можно встретить в штатном расписании детского сада вместо
должности старшего воспитателя. Но это не вполне одно и то же. Если
старший воспитатель занимается исключительно вопросами
воспитательно-образовательного процесса, то заместитель по
воспитательно-образовательной работе кроме этого координирует работу
всех служб, участвует в принятии управленческих решений. Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз) руководит
работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за
состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования
и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению
территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других
условий безопасности детей и взрослых. Основной педагогический состав
Воспитатель (воспитательница) - педагог, непосредственно
отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако
воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и
проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с
возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации
воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же
ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по
физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные
занятия. Руководит работой помощника воспитателя. Кроме того,
воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в
семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.
Если детский сад
полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе
работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве
друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая
смена начинается рано утром - в 7.00 до 14.00, вторая начинается в
12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба
воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и
проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня,
сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей
сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр. Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное
воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия,
литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально
одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует
в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений,
обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й
половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и
ритмические игры. Воспитатель по физической культуре проводит
физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за
безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей
в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия
для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями
по вопросам физического воспитания. Как и другие педагоги, воспитатель
по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими
возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает
индивидуальные возможности каждого ребенка. Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне,
также в соответствии с программой. Детей раннего и младшего дошкольного
возраста учит не бояться большого количества воды (с помощью
специальных игр-занятий), а со среднего дошкольного возраста начинает
обучение разным стилям плавания (кроль, брасс, «дельфин»). Полностью
отвечает за безопасность детей на воде. Совместно с медсестрой
контролирует гигиеническое состояние бассейна. Инструктор помогает
детям при раздевании и принятии душа, приучает их к строгому соблюдению
требований гигиены. Вопросы коррекции
Педагог-психолог - его работа направлена на сохранение
психического, соматического и социального благополучия воспитанников.
Его задача - помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в
решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую
диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических,
эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального
развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в
планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в
образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных
воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических
работников, а также детей и их родителей. Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии
речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень
выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и
индивидуальные занятия по исправлению отклонений. Дополнительное образование
Последнее время в некоторых детских садах
появилась такая должность, как педагог дополнительного образования по
различным направлениям (экологии, изобразительной деятельности,
театрально-игровой деятельности, ритмике, обучению иностранному языку и
др.). Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности
организует работу с детьми по одному или всем видам изобразительной
деятельности (рисование, лепка, аппликация). Выявляет и развивает
творческие способности детей, совместно с воспитателями изучает
индивидуальные особенности воспитанников, планирует в ходе занятия
задания разных уровней сложности соответственно подготовке и развитию
каждого ребенка, а также ведет индивидуальную работу. Кроме стандартных
занятий проводит занятия в форме беседы, наблюдения, экскурсии,
вовлекает детей в поисковую и экспериментальную работу, формируя их
творческую активность в изобразительной деятельности. Педагог дополнительного образования по экологии
отвечает за экологическое воспитание дошкольников на основе
систематических наблюдений за объектами и явлениями природы. Эколог
формирует у детей экологические знания и навыки с помощью игры,
изобразительной деятельности и т.д. Прививает своим воспитанникам
уважительное отношение к миру природы. Педагог дополнительного образования по театрально-игровой деятельности
использует в своей работе различные виды и формы театральной
деятельности. Цель его работы - развитие творческих способностей,
эстетического вкуса детей. Этот педагог, знакомя детей с артистическими
приемами, стимулирует выразительность речи каждого ребенка, формирует
его интонацию, жест, позу, походку. Учит произвольно управлять своими
движениями, и движениями изображаемых персонажей. Под руководством
«театрального» педагога дети готовятся к выступлениям на утренниках, к
участию в досугах, викторинах, спектаклях, а другие педагоги и родители
участвуют в организации театрально-игровой деятельности (оформление
помещений, обеспечение театральными костюмами, атрибутами и
аксессуарами). Педагог дополнительного образования по обучению детей иностранному языку
проводит занятия иностранным языком. Его задача - расширение словарного
запаса детей с постепенным переходом к грамматическим конструкциям,
формирование правильного произношения звуков. Этот педагог
консультирует педагогов и родителей по вопросам развития языковых
навыков детей, проводит отчетные мероприятия, готовит с детьми
мини-спектакли. Педагог дополнительного образования по ритмике обучает
детей музыкально-ритмическим движениям и танцам с учетом их
физиологических и возрастных особенностей. Формирует и развивает у
детей музыкальные, двигательные навыки, координацию движений и
пластичность. Готовит детей к фестивалям. Медицинские работники
Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра, медсестра по бассейну, диетсестра, медсестра по массажу. Реже, в специализированных детских садах, можно встретить медсестру по физиотерапии и медсестру по лечебной физкультуре.
Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду,
а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным
проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок.
Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации
оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих
по болезни, изолирует заболевших детей.
Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама
участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения
детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения
врача. Медсестра по бассейну - эта должность имеется в садах с
плавательным бассейном и иногда совмещается с должностью старшей
медсестры. Медсестра по бассейну проводит осмотр детей перед каждым
занятием по плаванию, освобождает их от занятий при недомоганиях и
жалобах на плохое самочувствие, наблюдает за состоянием детей во время
занятий. Контролирует санитарное состояние всех помещений бассейна и
оборудования.
Диетсестра составляет и раскладывает ежедневное меню и
следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу
готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями
СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит
ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах.
Младший обслуживающий персоналК младшему обслуживающему
персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и
др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного
учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с
детьми.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в
повседневном общении - просто няня) помогает воспитателю в организации
воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем
отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя
приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет
посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших
группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю
выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей
перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для
проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в
организации занятий по обучению детей плаванию.
Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она
проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС
проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой
полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в
проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит
смену постельного белья. К кому обратиться?
Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное или
среднее специальное образование. У заведующей и старшего воспитателя
образование должно быть высшим. Каждый из педагогов (логопед, психолог,
педагоги дополнительного образования, воспитатель по физкультуре)
работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые ребенок
получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности.
К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами
и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может
ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома,
рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду,
о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту,
посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу. С
воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать,
чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к
ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы
следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и
др. Инструктор по плаванию расскажет, как сделать, чтобы ребенок с
удовольствием шел в бассейн или как научить ребенка не бояться воды.
Педагог-психолог проконсультирует по поводу страхов, капризов,
упрямства у детей. Логопед подскажет эффективные приемы коррекции речи.
Педагог по театрально-игровой деятельности расскажет, как лучше
заучивать стихотворения с ребенком. Помощник воспитателя (младший
воспитатель) ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических
навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится
проветривание в группе.
Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом,
создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.
Режим работы
У каждого специалиста в детском саду имеется свой график работы.
Заведующая работает в режиме ненормированного рабочего дня по
графику, который обычно составлен так, чтобы можно было контролировать
работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий день
руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9 часов
утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов вечера. У воспитателя семичасовой рабочий день. Первая смена длится с
7.00 до 14.00 , вторая начинается в 12.00 , а заканчивается в 19.00 .
Период с 12.00 до 14.00 - часы, когда оба воспитателя группы работают
вместе.
Музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре и инструктор по плаванию работают по графику, который зависит от количества групп, которые они ведут.
Педагог-психолог, как и воспитатель, работает 7 часов в день.
График его работы может охватывать как на первую, так и вторую половину
дня, чтобы была возможность заниматься не только с детьми и педагогами,
но и общаться с родителями воспитанников.
У педагога дополнительного образования рабочий график
составляется, исходя из 18-часовой рабочей недели, т.е. он может
приходить на работу как каждый день, так и несколько раз в неделю - от
этого зависит продолжительность его рабочего дня.
Старшая медсестра начинает работу в 7.15. В это время она
проводит утренний прием, оценивает состояние детей, особенно тех, что
пришли после болезни и были в контакте с инфекционными больными.
|